Инновационная будка Хмельницкого — 2
Инновационная будка Хмельницкого — 2
“Ледокол” и другие фантастические звери
Широкой общественности управляющие партнеры UNIT.City Максим Бахматов и Макс Яковер известны как руководители проекта реанимации столичного “Экспоцентра” на Глушкова. В июне 2015 года новая команда объявила, что превратит бывший ВДНХ в инновационно-культурный центр.
И действительно, за эти полтора года выставочный комплекс стал немного чище. Впрочем, изменения в основном ограничились “косметикой”. Всю их суть передает вот это фото, где запечатлена силосная башня ВДНХ, крышу которой 2 года назад (то есть еще до прихода Бахматова-Яковера) проломил скопившийся на ней снег. И вот как ребята креативно вышли из сложившейся ситуации. Крышу не отремонтировали. Зато декорировали разруху веселым граффити с “железной леди”.
Очевидно, что реформы на ВДНХ не были Базматовым-Яковером доведены до конца. Или хотя бы до точки, когда эти изменения уже носят “необратимый характер”. И уж точно “Экспоцентр” на Глушкова за 20 месяцев пребывания там свежей креативной команды не стал ни инновационным, ни культурным кластером столицы.
Фактически “Ледокол” Бахматов, что называется, поматросил ВДНХ и бросил — его артистическая натура не вытерпела здесь и двух лет. Напомним, что в случае с запуском UNIT.City, речь идет о горизонте минимум в 4 года. Сможет ли он здесь высидеть положенный срок — большой вопрос.
Хорошо понимают это и наши герои. Недаром в интервью близкому к Хмельницкому ресурсу ABCnews Максим Бахматов и Макс Яковер пытаются объясниться по поводу своего скоропостижного бегства с ВДНХ (да еще и прихватив с собой часть тамошних проектов-резидентов).
“Мы приходили на ВДНГ надолго, и мы бы там и остались, если бы не определенные трудности с законодательством, которые создают препятствия развитию именно государственных предприятий. Но UNIT-City — частный проект с большой вовлеченностью Василия Хмельницкого, который лично объехал десять инновационных парков и понимает, зачем они нужны и как работают. Чем дольше мы здесь находимся, тем больше успеем. Поэтому планы у нас на этом место — на пять лет как минимум.”
Ну, не знаем. Неужели Бахматову и Яковеру будет легче работать с застройщиком, живущим по понятиям, нежели — по писанным законам с Госуправделами Президента (именно “ДУСе” собственно и подчиняется сегодня ВДНХ). И через какой “черный ход” Бахматов-Яковер смогут “разойтись краями” в случае возникновения принципиальных разногласий c Хмельницким?
Судя по всему, управляющие партнеры UNIT.City напряженно размышляют об этом уже сейчас. Недаром параллельно с инновационным парком Бахматов-Яковер запускают еще два проекта: Музей тоталитарной пропаганды и Агентство муниципального консалтинга. И не стоит удивляться, что эта парочка “венчуров” изначально будет размещаться за пределами UNIT.City — видимо, чтоб не тратиться на релокацию, когда инновационный парк “накроется медным тазом”.
Мопед не мой, я просто…
А такой вариант исхода не исключен. Ведь, по сути, UNIT.City — это проект строительства огромного массива жилоья (шутка ли — речь идет о 24 гектарах) с небольшими вкраплениями в него коворкингов и прочей хипстерской лабуды на территории промышленного объекта. В августе 2012 года, когда Фонд государственного имущества Украины продал 90,8% акций Киевского мотоциклетного завода (КМЗ) ООО “Капитал индекс групп” за 59,8 млн гривен (на тот момент 7,5 млн долларов), главным условием продажи пакета было сохранение основных видов деятельности завода. Тем более, что с конца 90-ых КМЗ стал единственным производителем мотоциклов в стране.
Однако, работу завода за прошедшие 4 года даже не пытались возобновить. Из репортажа, опубликованного в начале 2016 года, становится очевидно, что уже к тому моменту КМЗ как промышленный объект было фактически уничтожен — в том числе и усилиями нового собственника.
Теперь под соусом UNIT.City Киевский мотоциклетный завод пытаются представить как этакий участок под застройку разными хипстерскими “няшками”. Но в таком качестве 24 гектара в Шевченковском районе столицы стоят минимум в 8 раз дороже даже сейчас — около 60 млн долларов (земля в этом районе продается по 25 тысяч долларов за сотку). А в “стабильном” 2012 году она стоила и того больше.
И хотя Хмельницкий заявляет, что собирается вложить в UNIT.City 200 млн долларов, это никак не влияет на стартовую стоимость земли под проектом. За нее все равно необходимо по-честному доплатить государству порядка 50 млн долларов. Либо же развивать здесь Киевский мотоциклетный завод, как и было обещано все тому же государству.
Кстати, невыполнение Василием Хмельницким обязательств по развитию конкретного промышленного предприятия автоматически ставит под сомнение его нынешние фантазии по поводу UNIT.City из серии “через 4 года здесь будет город-сад”. Что мешает ему соврать еще раз?
Bionic Nill
Тем паче, что за плечами Хмельницкого уже есть опыт, мягко говоря, неэтичного строительства другого инновационного парка. Речь о Bionic Hill, который Василий пытался возвести на месте бывших военных складов в Святошинском районе Киева площадью 147 гектаров, недалеко от поселка городского типа Коцюбинское. В этом парке планировалось построить более 900 тыс. кв. м. зданий и сооружений.
Афера выглядела следующим образом: земельным участком (г. Киев, ул. Пономарева, 1а), на котором Хмельницкий решил строить Bionic Hill, с 2009 года владел жилищный кооператив “Житлобудсервис”, который как собственник имущества расформированной военной части №136 на основании ст. 41 Земельного кодекса Украины по решению Киевсовета получил эту землю в частную собственность. В 2012 году компания Хмельницкого выкупила кооператив и реорганизовала его в ООО “Бионик Лэнд”.
Но со строительством Bionic Hill возникли проблемы: жители бывшего военного городка 136 начали с 2013 года судиться с Киевсоветом, Минобороны и застройщиками, добиваясь отмены передачи земли, на которой они живут, якобы под инновационный парк. Граждане справедливо опасались, что их могут выселить из жилья, предоставляемого взамен находящегося на территории предполагаемой стройки. Представители же Bionic Hill всячески открещивались от ответственности за расселение людей из их аварийных домов, находящихся на территории бывшей военной части.
В итоге после серии проигранных судов Василий Хмельницкий заявил, что проект “города высоких технологий” Bionic Hill его компания отложила из-за отсутствия экономической модели (интересно, как без такой модели человек в здравом уме вообще мог начать постройку почти миллиона квадратных метров жилья?). Было это в конце июля 2016 года.
Инновационный парк N
И вот не прошло и девяти месяцев, как у Васи все-таки родилась экономическая модель инновационного парка. Правда, почему-то по совершенно другому адресу — в Шевченковском районе столицы.
Впрочем, по своей сути, UNIT.City мало чем отличается от Bionic Hill. Из 120 тысяч квадратных метров, которые здесь планируется построить, 96 тысяч (то есть 4 из каждых 5 квадратных метров) придется на долю жилья и социальной инфраструктуры (садики, школы и т.д.). Выходит все тот же рабочий поселок для айтишников. Как признается Бахматов, “Мы не работали на заводе, поэтому не понимаем, насколько важно работать и жить рядом, свой клуб, своя поликлиника, свой бассейн… И это все работало, да и работает в крупных городах, которые строились вокруг крупных предприятий. У нас будет не предприятие, конечно, и над экосистемой работает не профсоюз с комсомолом, а работают люди, которые стремятся добиваться большего, улучшать, расти и т.д. По моим ощущениям, это похожая, но совсем другая история.”
Учитывая, что по соседству с будущим UNIT.City расположено еще и Лукьяновское кладбище, сразу вспоминается фраза классиков: “В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко.”
Нынешняя промо-кампания UNIT.City как раз и посвящена продаже общественности идеи строительства на территории машиностроительного завода наряду с объектами бизнес-инфраструктуры еще и жилья. Причем в гораздо больших объемах чем всяких коворкингов с кампусами.
Именно поэтому Макс Яковер с трепетом ждет согласования местными властями детального плана территории (ДПТ) и боится даже говорить о деталях строительства здесь жилья: “Давайте подождем утверждения ДПТ этого района в Киевсовете, тогда поговорим подробнее. Те работы, которые сейчас ведутся — это реконструкция в существующем пятне застройки. Большего мы не строим, пока нет согласования ДПТ. Как только он будет утвержден, мы сможем говорить о дальнейших планах освоения территории.“
Действительно, не исключено, что на заседании Киевсовета кто-то вдруг вспомнит, что в августе 2012 года ООО “Капитал индекс групп” взяло на себя обязательство сохранить производство Киевского мотоцкилетного завода. А вместо этого превращает его еще оставшиеся корпуса в сплошные лофты.
Однако, прогресс не остановить. Просто это будет стоить Васе Хмельницкому немножечко дороже.
Смотреть все новости автора