Пыточная № 2018. Как российские силовики перевыполнили план по пыткам
Пыточная № 2018. Как российские силовики перевыполнили план по пыткам
Показательные пытки
20 июля «Новая газета» опубликовала видео, предоставленное юристами правозащитного фонда «Общественный вердикт». Эта жесткая, натуралистичная съемка представляла собой десятиминутную запись пытки, которую 18 сотрудников ярославской ИК-1 осуществляли в отношении заключенного, распятого на столе в классе воспитательной работы. Это была «воспитательная работа», которой за год до этих событий, 29 июня 2017 года, подвергли заключенного Евгения Макарова. Самое страшное, что тюремщики снимали пытки, потому что должны были отчитаться перед начальством.
«Во время нанесения ударов у одного из сотрудников — Драчева С.П. — на груди был закреплен переносной видеорегистратор. Видеозапись была включена, потому что Николаев Д.А. дал указание проводить «воспитательную работу» под видеозапись, чтобы проверить выполнение его указаний. <…> Далее видеозапись с видеорегистратора, на которой зафиксировано применение насилия в отношении Макарова Е.А., была мной перекопирована на флешку. Эту флешку с видеозаписью я отнес в кабинет Михайлова И.В., где передал ему, и там же данную видеозапись просматривал Николаев Д.А. Мне также известно, что в последующем эта видеозапись была передана первому заместителю начальника УФСИН по Ярославской области Баринову Г.А., который также просматривал ее. Это известно, поскольку в тот момент, когда я находился с данной записью в кабинете Михайлова 29.06.2017, на сотовый телефон начальника ИК-1 Николаева Д. А.звонил как раз Баринов Г.А. и разговаривал с ним по данному факту», — цитирует «Новая газета» показания одного из задержанных.
Двенадцать из восемнадцати тюремщиков, присутствовавших во время пыток, сейчас находятся под арестом. Между тем шестеро фигурантов пыточного видео до сих пор остаются на свободе, не имея вообще никакого процессуального статуса. Как, впрочем, и начальство колонии, и люди из руководства областного УФСИН, которые, как следует из материалов уголовного дела, и заказали «воспитательные работы» в отношении вечного жалобщика Макарова, а также видеоподтверждение факта проведения этих «работ».
2 октября заключенный Евгений Макаров вышел на свободу. Дело о пытках продолжают расследовать. Этим летом, после того как было опубликовано видео, Следственный комитет возбудил шесть уголовных дел по факту избиения заключенных в ярославской колонии. Кроме Макарова потерпевшими признаны еще четыре человека.
География пыток
История Макарова вызвала большой резонанс. Вскоре стало известно, что произошедшее в ярославской колонии — далеко не единичный случай, а вещь в России обыденная. Новости об избиениях заключенных начали приходить из Брянской области, Забайкалья, Омской области. Так, в исправительной колонии № 6 в Брянской области скончался осужденный. В СК выяснили, что его задушил, предположительно, заместитель дежурного помощника начальника колонии.
«Сотрудник ИК-6 УФСИН по Брянской области, применяя насилие и используя специальные средства, ограничив движение осужденного, перевязал тканью его лицо, в результате чего последний скончался от асфиксии», — говорится в сообщении следователей.
Следователи возбудили дело о превышении полномочий с применением насилия и задержали подозреваемого.
Заключенные исправительной колонии № 5 в Забайкальском крае рассказали, как охранники избили их после поражения сборной России в матче с Хорватией на чемпионате мира по футболу. Заключенный Александр Нохрин рассказал, что его избили в помещении библиотеки, куда привели для досмотра. По словам заключенного, сотрудники колонии также применили электрошокер. «Все они были в состоянии алкогольного опьянения, а точнее, от них пахло перегаром. Все они были расстроены тем, что российская футбольная команда накануне проиграла Хорватии и, видимо, поэтому решили выместить на мне свою досаду», — говорится в акте опроса Нохрина.
Заключенный утверждает, что в издевательствах участвовали не менее пяти сотрудников ФСИН. Помимо Нохрина, по его словам, в колонии были избиты еще несколько человек. О возбуждении дела в отношении тюремщиков не сообщалось.
Пытки продолжаются и в Калининградской области. Майор калининградской ИК-9 переломал заключенному 10 ребер. По версии следствия, 30 января 2018 года Даврон Хакимов, «действуя умышленно совместно с неустановленными лицами» из числа сотрудников исправительной колонии, избил заключенного. Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что врачи зафиксировали у заключенного переломы 10 ребер с двух сторон и пневмоторакс — скопление воздуха или газов в плевральной полости. В отношении заместителя начальника отдела безопасности калининградской ИК-9 Даврона Хакимова возбуждено дело о превышении должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Следователи устанавливают, были ли другие случаи избиения заключенных в ИК-9.
Вслед за скандалом в ярославской колонии чудовищные подробности истязания заключенных всплыли во Владимирской области. В СИЗО-1 выявили настоящую пыточную камеру, куда помещали заключенных, чтобы выбивать нужные показания, заставлять себя оговаривать и для профилактики за нарушения режима и неповиновение. Выяснилось, что в феврале 2017 года пожизненно осужденного заключенного Джафара Мирзоева поместили в пыточную камеру к арестантам, сотрудничавшим с тюремной администрацией. Мирзоева связали и на протяжении суток избивали и пытали. Когда же на следующий день Мирзоева развязали, он убил оппонента, несколько раз воткнув в его голову ручку и карандаш, которыми должен был подписать некие признания. А затем порезал его припрятанной во рту бритвой. В конце он задушил «авторитета» простыней, которой до этого был связан сам.
Чтобы скрыть от общественности истинные мотивы убийства, сотрудники ФСИН попытались представить все как бытовой конфликт между сокамерниками. Между тем Владимирская прокуратура в ходе судебного следствия по делу Мирзоева установила, что основной причиной совершения преступления «послужили умышленные, систематические нарушения закона должностными лицами УФСИН России по Владимирской области». Тогда же и удалось узнать о существовании пыточной камеры во владимирском СИЗО-1. Выяснилось, что все истязания проходили по указанию руководства учреждения. На суде над Мирзоевым выступил заместитель прокурора области Анатолий Дрок, который рассказал, что в прокуратуру поступает большое количество жалоб от арестантов СИЗО-1. Заключенные, по его словам, жалуются на пытки и издевательства со стороны сотрудников администрации. Там же, на суде, допросили более 20 свидетелей, которые подтвердили слова прокурора.
30 июля 2018 года в отношении шести сотрудников изолятора и двоих заключенных были возбуждены уголовные дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц).
Семеро заключенных исправительной колонии № 1 в Якутске в начале декабря зашили себе рты, протестуя против плохих условий содержания. Об этом сообщила председатель местной Общественной наблюдательной комиссии Марина Семенова.
Председатель ОНК отмечает, что в Якутске сейчас температура может опускаться до –50 градусов, при этом у осужденных нет зимней одежды. Сотрудники колонии объясняют это нехваткой комплектов одежды. Кроме того, в камерах ШИЗО очень холодно и нет горячей воды, а также матрасов, из-за чего заключенные спят на холодном полу.
Заключенные, помещенные в ШИЗО, также говорили наблюдателям об избиениях сотрудниками. Осужденные грозили массовым вскрытием вен, если ситуация не изменится.
В ярославской ИК-3 в Угличе также регулярно избивали заключенных. Потерпевшими оказались 25 осужденных. Одного из них, Александра Кочергина, избили 24 октября, требуя отдать телефон. По информации фонда, мужчину раздели и заставили приседать 50 раз, а потом избили. При этом заключенный кричал, что у него ВИЧ и другие тяжелые заболевания. Затем Кочергина посадили в неотапливаемое помещение.
Второго потерпевшего, Нурали Нурова, пытали с 2016 года. После прибытия в колонию он был избит за то, что отказывался подписать документы без перевода на родной язык. Когда Нуров позже попытался рассказать прокуратуре о пытках, сотрудники колонии угрожали подбросить ему наркотики и продлить срок его заключения.
В фонде также рассказали, что еще один потерпевший отказался писать заявление о возбуждении уголовного дела на осужденного, который жаловался в прокуратуру на пытки.
«Все происходило под давлением оперативников колонии и угрозами физического насилия. Заключенный рассказал адвокату фонда, что знает нескольких заключенных, которых заставляли писать заявления на сокамерников из-за жалоб на пытки», — говорится в сообщении фонда «Общественный вердикт».
Заключенный колонии № 26 в Волгоградской области Асламбек Абубакаров пожаловался адвокату Магомеду Арчакову на пытки со стороны сотрудников ФСИН. По словам Абубакарова, над ним издевались по команде начальника колонии.
«Мне наносились удары по голове, всему телу, по пяткам, били током, после чего насильно сняли с меня штаны и словесно угрожали меня изнасиловать, спрашивали, где моя семья, угрожали тем, что они доберутся и расправятся с моей семьей», — говорится в письме Абубакарова.
Описанное произошло 13 ноября 2018 года. С 8 ноября заключенный держал голодовку из-за постоянных издевательств над ним сотрудников колонии, а 13 ноября его избили сначала в ИК-26 Волгоградской области, а потом в СИЗО-4.
***
К сожалению, пытки заключенных — для России явление обыденное, ежедневно происходящее в колониях и следственных изоляторах. Больше всего жалоб на противоправное поведение сотрудников ФСИН поступает из Белгородской, Владимирской, Кировской, Пензенской, Саратовской, Омской, Ярославской областей, Красноярского края и Республики Мордовия.
В статистике ЕСПЧ Российская Федерация занимает первое место по количеству жалоб на пытки. За 20 лет Европейский суд по правам человека присудил €1,95 млрд по жалобам против России. Чаще всего суд признавал, что Россия нарушила право заявителя на справедливый суд (упоминается в 1093 постановлениях), статью конвенции о запрете пыток и бесчеловечного отношения (994 постановления) и право на свободу и личную неприкосновенность (932 постановления).
Только в 2018 году 21 силовик был осужден по уголовным делам о пытках, в которых интересы потерпевших представляли адвокаты, сотрудничающие с правозащитной организацией «Зона права». За 2018 год доверители адвокатов «Зоны права» отсудили в ЕСПЧ и в национальных судах 76 тысяч евро и более 5 млн рублей в качестве компенсаций за пытки или пыточные условия содержания. Всего в производстве юристов «Зоны права» в России находятся 59 дел о пытках или гибели людей в учреждениях МВД и ФСИН, еще 75 подобных дел ожидают рассмотрения в ЕСПЧ.
Смотреть все новости автора