Дружба с Керимовым вышла «Внешэкономбанку» боком?

10 февраля 2018
1442
Дружба с Керимовым вышла «Внешэкономбанку» боком?

Дружба с Керимовым вышла «Внешэкономбанку» боком?

Два крупнейших российских банка: Сбербанк и Внешэкономбанк, само собой, оба государственные.

Имеют огромную капитализацию и, по сути, от их положения и экономического фона в стране зависит жизнь миллионов простых граждан, ведь деньги в этих организациях держат многие россияне.

И если в случае со Сбербанком всё прозрачно и понятно, Герман Греф твёрдой рукой ведёт этот корабль сквозь кризисы и падения курса, то с ВЭБ всё куда более интересно. Он не настолько на слуху среди рядовых обывателей, он не занимается странными и сомнительными инвестициями, которые в последствии оказываются проигрышными. 

Мы не просто так делаем такие акценты, ведь далее речь пойдёт о Внешэкономбанке, где пару лет назад сменился председатель правления, причём как раз по вышеозвученным причинам. 

За нас, за вас и за Донбасс

Далее пойдёт повествование о том, как французский «резидент» Сулейман Керимов (ИНН 772332099583) водил за руку Внешэкономбанк прямиком на невыгодную сделку. Впрочем, кому невыгодную, а кому очень даже – она заключалась по украинскому активу, который для определённого круга лиц оказался выгоден, по завышенной стоимости и со всеми его долгами.

Рассказывая по порядку напомним первым делом, что в России кончился Резервный фонд, достигнув нуля. Ситуация пускай и прогнозируемая, и ожидаемая, но для страны всё равно тяжёлая. Теперь будут расходоваться средства из Фонда нацблагосостояния, первым же траншем оттуда вытащат 600 миллионов рублей, и останется там всего 3,7 миллиарда. В масштабах государства – сущие гроши. 

Так вот, иссяк Резервный фонд во многом благодаря дельцу-Керимову. Внешэкономбанк является распорядителем как исчерпанного Резервного фонда, так и Фонда национального благосостояния – да-да, именно через эту крупнейшую структуру решается судьба всех государственных закромов. 

Любители «серых схем» могут записывать гениальную последовательность. За основу было взято предприятие на Украине, довольно известное, называется «Индустриальный союз Донбасса». Это промышленное предприятие, которое задействовано в реальном производстве, и изготавливает металлопрокат. Одно что дела у компании шли всё хуже, и трио владельцев: Виталий Гайдук, Сергей Тарута и Олег Мкртчан, усиленно избавлялись от объекта, но на рынке никого такое производство не интересовало. По сути, от ИСД открестились все крупные «металлические» игроки, в том числе «Евраз», «Северсталь» и «НЛМК». Оно и понятно – актив убыточен, кому он нужен? – да никому. Совершенно трезвый взгляд на вещи.

Наверное, для самих украинских олигархов стало шоком появление на горизонте ВЭБ-а, который был приведён Сулейманом Керимовым. Бизнесмен и сенатор очень хлопотал о совершении сделки, это можно объяснить его дружбой с Олегом Мкртчаном.

Российский государственный банк непонятно зачем взял и профинансировал сделку, которая была заведомо убыточна. Скорее всего бизнесмены из Незалежной вовсе не продали актив, но суета Керимова принесла плоды – за 50% акций ИСД Внешэкономбанк заплатил 8 миллиардов долларов. Это вдвое дороже суммы, в которую эксперты в принципе оценивают весь актив вместе с его долгами. 

Первый же вопрос – куда на самом деле пропали деньги, которые были откровенно переплачены за данный актив? Ориентировочно от 3 до 5 миллиардов рублей в этой сделке были откровенно лишними, и вполне могли где-то раствориться. И тут же вспоминаем, что во Францию Керимов ввёз 750 миллионов евро наличностью – ещё один хороший повод задуматься и сопоставить все происходящее.

При этом вы даже не представляете себе, насколько невыгодным и ненужным выглядит сам актив. В кризис 2009 года Мкртчан с друзьями усиленно искали того, кто будет готов к серьёзным вливаниям в их «Индустриальный союз Донбасса». Хотели пару-тройку миллиардов – получили целых восемь, и это при том, что сама ИСД имела долги перед международными банками как раз на три миллиарда долларов. Набрав кредитов на модернизацию, олигархи поспешили избавиться от актива – не слишком логично и последовательно, зато быстро и без лишней пыли.

Ситуация была настолько безнадёжна, что её «учуял» Керимов, которому не впервой вытаскивать опальных бизнесменов из тяжких случаев в обмен на долю и профит. В своё время он выручил строительную группу ПИК, закредитовав их в Сбербанке за долю в 45% компании (сразу делаем реверанс в начало этого текста, у Сбербанка тоже бывают подобные сделки, но реже, чем у ВЭБа).

 quziehiuuireglv

Всё пошло в офшоры

Вы скажете о том, что сценарий классический, и будете правы – ВЭБ «прогонял» украинский металлопрокат в офшорах. За 8 миллиардов долларов были приобретены 50% + 2 акции компании. Несмотря на общую запутанность сделки, выстроено всё следующим образом: ИСД поделена на три части между компаниями с Кипра: Castlerose Ltd., Kairto Ltd. и Muriel Ltd. Интересанты офшорных фирм – трое украинских олигархов.

Самое смешное, что приобретал ВЭБ эти доли на структуры ООО «ВЭБ Инвест» (25%), ООО «Бастион» (25,00%) и ООО «Русукрмет», которые не только связаны со структурой банка, но ещё и управляются через офшоры. 

Схема непростая, можно только сказать, что «ВЭБ Инвест» уже долго болтается между множеством офшорных компаний, «Бастион» - номинал и консультант под контролем кипрской компании Aquilino Investments, которая также поделена между компаниями с Кипра, а «Русукрмет» принадлежит офшорной компании Clariento Investment. 

ВЭБ выдал офшорным «дочкам» кредиты на покупку акций ИСД. Конечно, можно было сделать и проще, но тогда не получилось бы той самой аферы, на которую уповал Сулейман Керимов. Сенатора в процессе этой сделки тщательно покрывали – вливания в украинское предприятие завуалировали, заставили выглядеть так, будто оно целиком и полностью оправдано, а инвестиции профильные и взвешенные.

СМИ муссировали покупку актива неопределённой группой, которой руководит бывший владелец «Евраз» Александр Катунин. Позже это имя стало затихать, никто из команды Катунина на горизонте при покупке актива так и не появился, зато в ИСД стали прибывать люди ВЭБ и люди Керимова. Такое вот совпадение, при том, что все офшоры, через которые приобретались доли, опять же, ведут к Внешэкономбанку. 

В ВЭБ-овских офшорах Сулейман Керимов не отметился, зато не исключается его участие в офшорах бизнесменов с украинской стороны. Непосредственно до сделки Мкртчан владел Azitio напрямую и лично, но уже в 2010 году фирма была переписана на виргинскую компанию Etmor Investments Limited, которая, в свою очередь, учреждена в конце 2009 года, непосредственно перед сделкой.

Тогда же в ИСД стали появляться менеджеры Сулеймана Керимова. Между тем, ИСД – это не конкретный завод, а несколько заводов, два из которых располагаются в Польше и в Венгрии. При этом венгерские чиновники не стесняясь говорят о том, что ISD Dunaferr в городе Дунайварош принадлежит российскому олигарху Сулейману Керимову.

Отсюда вопрос: а не покупал ли ВЭБ весь актив напрямую в карман Сулейману Керимову, не была ли акция в принципе выстроена таким образом, чтобы бизнесмен заполучил целую промышленную группу, пускай и не самую преуспевающую, за бюджетный счёт?

Дорогой Сулейман Керимов

Сама сделка обошлась банку ориентировочно в 2 миллиарда долларов, и эта сумма может показаться нормальной, оптимальной и объективной. Но за ней последовали инвестиции, погашение долгов актива и многое другое, что «раздуло» конечную сумму до восьми миллиардов.

Эту же цифру назвал бывший уже глава ВЭБ Владимир Дмитриев, которого в 2016 году уволил с поста президент Владимир Путин. И хотя Дмитриев уверял, что инвестиция помогла предприятиям справиться с серьёзной экономической ситуацией, сохраняется вопрос целесообразности вообще участия ВЭБ в самой этой ситуации, равно как и стоило ли этими действиями подводить банк под преддефолтное состояние. 

ВЭБ остался с многомиллиардными долгами. Зачем были куплены активы и какова их реальная стоимость – непонятно. Выходивший из ИСД Ахметов забрал наиболее ценные заводы, в распоряжении трио Гайдук-Тарута-Мкртчан остались убыточные предприятия, перегруженные долгами. 

Логично предположить, что даже оговоренные 2 миллиарда не добрались до украинских бизнесменов, следовательно, объемы потенциального распила даже больше, шире и глубже, чем можно было предположить изначально.

Оказавшиеся в одной корзине с другими «финансовыми помоями», уже имеющимися у ВЭБ, украинские заводы начали активно генерировать убытки то на сотню миллионов, то на десятки миллиардов гривен. Как повезёт.

Что характерно, украинское трио и впрямь не вышло из сделки победителями: их инвестиционая активность после 2009 года почти достигла нуля, Таруте и вовсе обанкротили «Енисейский фанерный завод» за многомиллионные долги перед ВТБ.

Более того, ВЭБ продолжал «подкидывать» деньги Керимову на операционную деятельность заводов ИСД, что вообще странно, учитывая, что банк никоим образом не должен производить финансирование актива, у которого есть состоятельный владелец, и даже несколько состоятельных владельцев.

Переплата наблюдалась и по долгам - вопрос в том, почему ВЭБ выплатил долгов ИСД на сумму $5,5 млрд — почти в два раза больше, чем предполагалось. Особенно странно это в рамках того обстоятельства, что проблемные долги обычно выкупают с большим дисконтом.

Вероятно, Внешэкономбанку пришлось переплатить за кредиты по той причине, что их выдавали не ИСД, а акционерам. Кипрские офшоры заложили 4-процентные доли ВЭБ-у, госбанк перечислил за эти акции 865 миллионов долларов кипрской фирме Mergit Holdings. Деньги не растворились в офшорах, нет, конечным бенефициаром прослеживается компания Azitio, принадлежащая Олегу Мкртчану. Так Керимов вместе с другом могли «отжать» ВЭБ на почти миллиард долларов в процессе сделки.

Война и падение в пропасть

В принципе было и так понятно, что ничего хорошего активы ИСД не ждёт, но тут ещё и началась война на Украине. И без того убыточные предприятия почти остановились, инвестиции, сделанные ВЭБ-ом, как и выданные им ранее кредиты, просто пошли прахом.

В 2014 году банк проказал чистый убыток в 299,7 миллиардов рублей, в то время как в 2013 году его прибыль составила всего 8,5 миллиардов. К 2015 году банк и вовсе дошёл до предбанкротного состояния, правительство было вынуждено выделить ему дополнительные 150 миллиардов рублей.

Казалось бы, есть спасительная «палочка-выручалочка» - требовать долги, «прожимать» вопрос до конца и таки вернуть себе деньги. Но не тут-то было – окончательной победой Керимова над системой стало создание специального Фонда промышленных активов, «помойки», как назвал его Путин, куда «похоронили» все проблемные активы и их проблемные долги, запечатали это всё продлением срока возврата до 2061 года. Сами понимаете, что это означает. Туда же попал долг на 865 миллионов долларов, и Сулейман Керимов стал свободен, как ветер. До появления во Франции.

ФЭБ и ФНБ – сквозной дырявый карман, и вместо того, чтобы заниматься поддержанием пенсионного фонда, ФНБ балует олигархов почти миллиардными подарками, да ещё и в валюте. Напомним, что пенсионеры получили по пять тысяч рублей компенсации за отказ от индексации пенсий.

Эту аферу называют уже крупнейшей как для ВЭБ, который в принципе любит в таком участвовать, так и для Сулеймана Керимова, который превзошёл себя.

Примечательно, что когда Керимов начинал свою карьеру бизнесмена, первый его заём также был сделан в ВЭБ. Позднее «Нафта» брала кредиты в разных банках, включая Сбербанк, но ВЭБ остался в душе, как видим, навсегда.

Донбасские активы привлекли внимание

Весь этот банкет вкупе с арестом во Франции сделал аферу очень заметной, и теперь на сенатора Керимова набрасываются все, в том числе и политики, и популисты. 

Претензии к Сулейману Керимову выразил депутат от КПРФ Валерий Рашкин, который просит Юрия Чайку разобраться в деталях и законности сделки ВЭБ на Донбассе. 

Рашкин отследил примерно то же, о чем говорили в публикации мы: масштабные переплаты, огромные убытки, загадочное падение Внешэкономбанка, и так далее. Деньги хорошо затерялись на фоне войны, и если раньше полагали, что главный удар по ВЭБ нанесла Олимпиада, то теперь говорят уже о Донбасской сделке Керимова.

Была даже политическая версия, что этой сделкой в 2009 году Россия пыталась вливать деньги в выборы президента Украины, и Тарута с Гайдуком действительно имели отношение к большой политике и были советниками Тимошенко, однако теперь становится понятно, что все эти конспирологические версии – ерунда, в сравнении с «распилочным гением» Керимова.

Сюда же загадочное исчезновение миллиардов и чемодан с 750 миллионами евро. Франция сейчас будет детально изучать дела Сулеймана Керимова, считают эксперты, а по мнению Никиты Исаева, директора института актуальной экономики, сенатор сейчас представляет собой идеальную фигуру «для битья», так как на вникании в его дела и аферу можно заработать политических очков.

ustav.net

Теги статьи:
Максим Машков
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора

Распечатать

Важные новости

Лента новостей

Вверх