Олигархи объявили войну Чемезову? Владимир Лисин в авангарде

22 декабря 2017
1871
Олигархи объявили войну Чемезову? Владимир Лисин в авангарде

Олигархи объявили войну Чемезову? Владимир Лисин в авангарде

Первая грузовая компания (ПГК, входит в группу UCL Holding Владимира Лисина) в следующем году планирует приобрести до 5000 вагонов, но пока не решила, у кого именно.

Об этом сообщил гендиректор ПГК Олег Букин. В текущем году ПГК купила около 7000 инновационных вагонов «Уралвагонзавода» (УВЗ).

Как отметил Букин, «мы, с одной стороны, хотим у них купить, но, с другой стороны, не понимаем, как это можно сделать».

Дело в том, что корпорация Уралвагонзавод находится под международными санкциями, а значит любые отношения с этой компанией могут обернуться санкциями и для контрагента. Но санкции это одна история, другие источники говорят о том, что Чемезов является серьезным аппаратным раздражителем для элит, а сомнения ПГК - лишь следствие действий влиятельного сановника.

Сергей Чемезов играет в преемника

Сергей Чемезов в течение 2016-2017 года показал серьезные политические амбиции в схватке за кресла и должности для своих людей. Ближайшие к Чемезову чиновники смогли укрепить свое аппаратное положение, а сам Чемезов буквально обложил Путина своими людьми по периметру.

Антон Вайно (называется человеком Чемезова) – один из немногих компромиссных чиновников, которого, считается, лоббировал Чемезов лично. Хотя сам Антон Вайно демонстрирует удивительную эффективность и феноменальную неконфликтность на позиции руководителя администрации президента, сам факт, что эту должность занял молодой чиновник, вызывает недовольство целого круга лиц. Злые языки шепчутся, что политическая устойчивость Антона Эдуардовича раздражает тех, кто находится в его непосредственном подчинении. К числу недоброжелателей относят нынешних кураторов внутриполитического блока.

Особое недовольство Чемезовым испытывает Дмитрий Анатольевич Медведев и его ближайшее окружение. Интересы олигархов Медведева во многих отраслях пересекаются с интересами «Ростеха» - в основном они пересекаются в тяжелом машиностроении и транспортной инфраструктуре. Близкие Медведеву чиновники, тот же Аркадий Дворкович, недовольны планами по продвижению возможных преемников на место ДАМа, например, Дениса Мантурова.

Кстати, о Мантурове – несколько месяцев назад появился т.н. «рейтинг преемников», где министр промышленности занимал уверенные позиции как один из сменщиков Медведева на посту премьера, а в перспективе претендующий на пост президента. Эта информация оказалась одним из триггеров, который также обострил настороженное отношение к Чемезову.

Несмотря на определённый аппаратный союз с Сергеем Ивановым, (попытка совместной работы освоения свалок на территории РФ и создания комплексов по переработки и сжиганию мусора) можно говорить о том, что союз этот условен. У Иванова совершенно специфический взгляд на проблемы свалок, а если учесть, что Иванов имеет виды на ряд регионов, то отношения с Чемезовым выглядят все менее однозначно.

Сергей Чемезов переделывает рынки под себя

Другой важной историей, в которой «Ростех» выступает главным раздражающим актором, является передел рынка свалок.

Операторами «новомодных свалок», три из которых планировалось построить в Подмосковье, а одну в Татарстане, стали структуры «Ростеха». Чтобы создать рынок под эти свалки, начался передел рынка Москвы и Подмосковья. В этой ситуации структуры «Ростеха» наступили на финансовый интерес властей Москвы, Подмосковья, а также чиновников генеральной прокуратуры.

Но чтобы понять, почему «Ростех» так заинтересовался свалками, нужно отметить, что несколько лет назад в корпорации оценили всю ценность данного бизнес-направления. Несколько лет назад звучала информация о том, что «АвтоВАЗ» нанес ущерб природе более, чем на 1 млрд рублей (по оценке Минприроды). Тогда Минприроды направило в Генпрокуратуру письмо о возможных нарушениях «АвтоВАЗа» в обращении с отходами.

«Бюджеты Российской Федерации могли недополучить поступления в части платы за негативное воздействие [на окружающую среду] при размещении отходов в период с 2012 по 2015 г. в размере до 1,15 млрд руб.», – приводятся в сообщении Минприроды слова замминистра Рината Гизатуллина.

Стало известно, что из ежегодных 1,6 млн тонн отходов почти все (1,56 млн тонн) передается в собственность ООО «Производство по переработке промышленных отходов» (ПППО, 100% «дочка» «АвтоВАЗа», по данным «СПАРК-Интерфакса»), а до полигона (МСК «Водино», ЗАО «Экология-сервис») доезжает 212 000 т. В Минприроды предположили, что часть отходов попадает на нелегальные свалки. Проще говоря, еще пару лет назад в «Ростехе» была нащупана «золотоносная мусорная жила», которую решили разрабатывать на самом большом рынке – рынке Москвы.

Но больше всех Чемезовым недовольны старосемейные олигархи, которые уже потеряли значительные «кормушки», которыми они владели еще с девяностых годов. В орбиту интересов Чемезова входит ОАО «АвтоВАЗ» - компания, которой когда-то полностью рулил один из «семейных» олигархов Борис Березовский (ныне покойный, по одной из версий убит).

Также в поле влияния Чемезова сейчас компания «Аэрофлот» - некогда «кормушка» для семьи Окуловых (входящих когда-то в ближайший круг Ельцина).

Пошли даже разговоры о том, что выделенные 26 миллиардов рублей для поддержки группы компаний «ГАЗ» Олега Дерипаски на самом деле выделялись с прицелом на то, что в итоге актив отойдет структурам «Ростеха». В ряде источников можно найти мнение, что империя Дерипаски из-за накопившихся долгов может быть разделена между Потаниным и Чемезовым (первому отойдут активы в цветной металлургии, последнему – активы производства продукции с высокой добавленной стоимостью). Версия жизнеспособна, если учесть структуру машиностроительных активов Дерипаски и возможный эффект от объединения этих структур с уже имеющимися активами корпорации.

Что касается активов, связанных с производством продукции оборонного назначения, то и тут есть определенное напряжение между Чемезовым и министерством обороны. Но связано оно как раз с политическими амбициями Шойгу и Чемезова – спор между ними носит не экономический, а скорее политический характер, ведь лично Шойгу многократно назывался одним из вероятных преемников Владимира Путина, в то время как у Сергея Чемезова другие виды на возможных преемников…

«Просто бизнес» Сергея Чемезова

Впрочем, помимо политических конфликтов с тем же Владимиром Лисиным имеются и экономические конфликты.

Дело в том, что основным поставщиком металлургической продукции для УВЗ является Магнитогорский Металлургический Комбинат Виктора Рашникова. В 2016 году ММК поставил на УВЗ продукцию на суммы, превышающие десять миллиардов (!) рублей. Часть технологических цепочек ММК связана с Уралвагонзаводом.

Ряд источников высказывает мнение, что демарш Лисина связан как раз с тем, что он не хотел бы приобретать продукцию у предприятия, которое покупает сырье у его прямого конкурента. Иными словами, со стороны Лисина мы видим вполне себе экономический интерес, направленный на то, чтобы расширить собственный рынок сбыта металлургической продукции. Ведь стоит напомнить, что основной актив Владимира Лисина это НЛМК.

Интересно, что несмотря на уход сомнительного менеджмента из «Уралвагонзавода» эффективность предприятия в рамках «Ростеха» до сих пор вызывает вопросы.

Несмотря на то, что изучение деятельности Олега Сиенко и его окружения (которое может быть замешано в коррупции) продолжается, новое руководство корпорации пока принципиально не изменило свои отношения с подрядчиками и поставщиками. Складывается впечатление, что новый менеджмент УВЗ занимается тем же, чем и предыдущее руководство. По этой причине понять недовольство Лисина можно вдвойне – вполне вероятно, что он ожидал, что хотя бы новое руководство УВЗ от «Ростеха» подойдет более ответственно к закупкам.

Что до истории с санкциями, это как раз формальный повод, отмечается в телеграм-канале «Устинов троллит». Ведь по тому же Чемезову, равно как и по его семье, санкции пока не особо ударили. Как отмечается в открытых источниках, через структуры «Ростеха» проходят десятки миллиардов рублей, часть из которых в итоге спокойно оседает в зарубежных оффшорах. Однако арестовывать эти активы вороватых чиновников пока никто не торопится. Аресты чаще всего случаются в подведомственных «Ростеху» организациях, где воровство приобретает какие-то запредельные масштабы.

Например, 3,5 миллиарда рублей было списано на фиктивные исследования в МКБ «Компас». По версии следствия, бывшие гендиректор «Компаса» Мурад Сафин и экс-глава оборонного ОАО «Промпоставка» Руслан Сулейманов, а также их подчиненные, завышали расценки в контрактах на поставку «Компасу» различных комплектующих, после чего деньги выводились на подставные фирмы, обналичивались и похищались. В открытых источниках можно найти информацию (возможно, что она и не является правдивой), о том, что топ-менеджмент был не просто в курсе хищений, но и, как говорится, «в доле».

Таким образом, раздражение Лисина можно понять вдвойне – в то время как он сам рискует оказаться под санкциями, топ-менеджмент компаний «Ростеха» уводит баснословные суммы в оффшоры, наплевав на санкции и возможные последствия.

 

Теги статьи:
Игорь Вашкевич
Автор статьи: Игорь Вашкевич
Смотреть все новости автора