Накануне санации Промсвязьбанка, из его капитала успели выйти три пенсионных фонда: НПФ «Будущее» и НПФ «Сафмар», а также НПФ «Доверие». В какой-то мере три фонда были первопричиной неурядиц кредитной структуры, принадлежащей братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым: резкое падение рейтинга банка началось после отмены широко анонсированного слияния Промсвязьбанка с «Возрождением». Как оказалось, у собственников ПСБ не оказалось денег для необходимого а таких случаях выкупа акций миноритариев — тех самых трех фондов.
По данным агентства «Руспрес», фонд «Самфар» связан с владельцами Бинбанка, семьей Гуцериевых-Шишханова, фонд «Будущее» - с бывшим совладельцем банка ФК «Открытие» Борисом Минцом. Оба финансовых учреждения сейчас оздоровляются с помощью Центробанка. Нетрудно предположить, что предупреждение о скором введении режима санации в отношении Промсвязьбанка тоже исходило из ведомства Эльвиры Набиуллиной. Благодаря инсайдерской информации, владельцы фондов смогли спасти значительную часть своего капитала: потери других инвесторов Промсвязьбанка оцениваются в 87%.
Согласно данным ЦБ на 16 октября, НПФ «Будущее» принадлежало 10% акций Промсвязьбанка, НПФ «Сафмар» — 6,2%, НПФ «Доверие» — 3,8%. 14 декабря, за день до санации банка, на бирже были зафиксированы аномальные сделки с акциями банка. Объем торгов по итогам дня составил 16,5 млрд рублей. Цена акции за этот день упала с 7,56 копейки до 6,59 копейки, а потом снова к концу дня поднялась до 7,6 копейки. Собеседники Forbes затруднились ответить, были ли эти сделки согласованы с ЦБ.
По словам одного из них, акции могла выкупать структура, которая даже не входит в холдинг ПСБ. Также не ответил на запрос и ЦБ. «Во всяком случае, эти сделки прозрачные для ЦБ — регулятор видит, кто покупал акции и кто продавал, поэтому у него есть возможность дать квалификацию таким сделкам», — считает один из портфельных управляющих.
НПФ «Будущее» был акционером банка «ФК Открытие» (4,1%). Участие прежних акционеров банка было сокращено до 1 рубля, свои потенциальные убытки от инвестиции глава ФГ «Будущее» Марина Руднева оценивала в 12 млрд рублей. Фонд подал в суд на банк «Траст», который перед санацией «ФК Открытие» выкупал акции у НПФ электроэнергетики, НПФ «Лукойл-Гарант» и НПФ РГС.
Банк России сообщил о вводе временной администрации 15 декабря. Банк будет проходить процедуру оздоровления с использованием нового механизма — участия Фонда консолидации банковского сектора. Банк продолжит работать в обычном режиме и исполнять обязательства перед кредиторами. Банк занимает 9-е место по активам (1,3 трлн рублей).
НПФ «Будущее» входит в финансовую группу «Будущее», которая, согласно ежеквартальному отчету за третий квартал, на 75% принадлежит Financial Group Future (Cyprus) Limited, которую контролирует O1 Group Limited, бенефициар — Борис Минц. Остальные 24,99% бумаг находятся на балансе НРД (то есть в свободном обращении).
НПФ «Сафмар» входит в группу «Сафмар финансовые инвестиции», 47,54% которой принадлежит компаниям, подконтрольным Саиду Гуцериеву, и 6,43% — Михаилу Шишханову. НПФ «Доверие» контролирует Саид Гуцериев, говорится в отчетности группы «Сафмар финансовые инвестиции».
НПФ «Будущее» занимает третье место по объему пенсионных накоплений (291 млрд рублей), НПФ «Сафмар» находится на пятом месте (190 млрд рублей), НПФ «Доверие» — на восьмом месте (98 млрд рублей).
В августе управляющая компания «Альфа-капитал» разослала своим клиентам письма, в которых указала на возможные проблемы с четырьмя банками из ТОП-15. В список попали ФК «Открытие», Бинбанк, Московский кредитный банк и Промсвязьбанк. Несмотря на то, что в «Альфа-банке» оперативно назвали письмо «частным мнением служащего компании», три из четырех перечисленных в нем банков действительно лопнули. «Открытие», Бинбанк и ПСБ учитывали облигации друг друга в уставном капитале, так что нестабильность в одной конторе приводила к проблемам у двух других.
Как ранее сообщало агентство «Руспрес», благодаря утечкам из Центробанка, акционеры и менеджеры «Открытия» успели вывести свои капиталы из банка перед введением в него временной администрации. Таким образом поступил в частности экс-гендиректор финансовой группы Алексей Карахан.
Московский кредитный банк сбыл акции Промсвязьбанка непрямым способом
Промсвязьбанк (ПСБ), занимающий девятое место среди российских банков по активам (1,2 трлн рублей по итогам третьего квартала 2017 года), в пятницу, 15 декабря, стал третьим в этом году крупнейшим частным банком, попавшим на санацию в Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), через который ЦБ теперь оздоравливает проблемные банки.
В конце августа — начале сентября через ФКБС регулятор уже запустил процесс санации двух крупных игроков — банк «ФК Открытие» и Бинбанк. Первый докапитализирован Центробанком на 456,2 млрд рублей. Объем докапитализации Бинбанка, которая пока не произошла, оценивался регулятором в 350–370 млрд рублей.
На ПСБ, согласно прозвучавшим 15 декабря предварительным оценкам, потребуется 100–200 млрд рублей. Таким образом, сумма, необходимая для спасения этих трех игроков рынка, превысит 1 трлн рублей. На столько же увеличится и совокупный капитал госбанков в российской банковской системе — в результате получения ЦБ контроля над санированными частными игроками.
Кому принадлежит Промсвязьбанк
Согласно информации на сайте Промсвязьбанка, актуальной по состоянию на 29 ноября 2017 года, 50,03% его акций через Promsvyaz Capital B.V. контролируют Алексей и Дмитрий Ананьевы, 11,7% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития, 10% — НПФ «Будущее», 8,5% — Московскому кредитному банку, 6,1% — НПФ «Сафмар», 3,8% — НПФ «Доверие», 3,2% — ООО «Левит» Леонида Михельсона и Леонида Симановского, 1,9% — банку «Санкт-Петербург» и 4,4% — акционерам-миноритариям с долями менее 1%.
На текущий момент структура собственности изменилась. Как сообщил в пятницу контролирующий акционер МКБ Роман Авдеев, акции ПСБ на балансе МКБ являлись обеспечением по сделке РЕПО, которая была закрыта на прошлой неделе. Таким образом, МКБ больше не акционер ПСБ. Представитель банка «Санкт-Петербург» также сообщил РБК, что 1,9% акций ПСБ являлись обеспечением по сделке РЕПО, которая была закрыта 20 ноября. Кроме того, на днях НПФ «Будущее», «Сафмар» и «Доверие» вышли из состава акционеров банка, продав его акции. Эти сделки привлекли интерес ЦБ как потенциально сомнительные.
Совокупность обстоятельств
Владельцы ПСБ братья Ананьевы обвинили в проблемах банка конкурентов и информатаки. «Не всегда корректные действия конкурентов, информационные атаки и общая ситуация на рынке фактически каждый день проверяли нас на прочность», — отмечали они в обращении к клиентам и партнерам банка.
У ЦБ другое объяснение произошедшего. По версии регулятора, ключевая причина проблем ПСБ — чрезмерное увлечение кредитованием собственников, а также некачественный капитал, избыточная санационная нагрузка (банк с 2015 года сам занимался оздоровлением Автовазбанка). Кроме того, как указывали в ЦБ, у ПСБ наблюдался хронический недостаток ликвидности. (В августе в банке был зафиксирован отток средств физических лиц на 34%, до 376,8 млрд рублей, хотя в целом по итогам месяца объем средств в банке увеличился на 3,3%, до 1 трлн рублей, за счет роста средств юридических лиц (на 9,8%, до 628 млрд рублей), подсчитали в S&P. Но уже в сентябре был зафиксирован общий отток средств на 1%, до 995,6 млрд рублей, который продолжился и в октябре — за этот месяц он составил 2%, до 975,6 млрд рублей, указывают в агентстве.)
Аналитики версии собственников и ЦБ склонны объединять. По их оценкам, проблемы у ПСБ накапливались в течение нескольких лет. По МСФО доля обесцененных и необслуживаемых кредитов составляла 18–19% портфеля, при этом резервами было покрыто только 45% этих кредитов, тогда как в среднем по рынку доля проблемных кредитов в портфелях банков составляла примерно 12% при 70-процентном покрытии резервами, что указывает на недостаточность резервирования, говорят в агентстве Moody’s. «Кроме того, после 2014 года у банка рос объем непрофильных активов (земля и другое залоговое имущество стоимостью, по данным МСФО на 30 сентября, 54 млрд рублей, или 4,5% общих активов), что также указывало на возможную необходимость создания дополнительных резервов», — отмечает младший вице-президент агентства Moody’s Лев Дорф. «При этом из-за негативного информационного фона банку пришлось держать повышенный уровень ликвидности и обеспечивать расчеты с клиентами, в том числе и за счет увеличения заимствований у ЦБ через сделки РЕПО: по данным отчетности на 1 ноября, за октябрь их объем вырос до 46 млрд рублей с 12 млрд рублей по итогам сентября, — отмечает Дорф. — Это в перспективе повлияло бы на снижение прибыльности банка».
Как отмечают эксперты, развитие анонимных источников информации, в частности многочисленных Telegram-каналов, распространяющих как объективную, так и субъективную информацию, внесло заметный вклад в формирование негативного фона в отношении Промсвязьбанка. При этом банки в силу особенностей бизнеса, а именно зависимости от клиентских средств, наиболее подвержены рискам утраты ликвидности, которые, как правило, реализуются в условиях негативного информационного фона и неконтролируемого распространения слухов. И эти риски тем выше, чем ниже качество активов и чем меньше ликвидных средств на балансе банка, так как сложно обратить их быстро в деньги, чтобы купировать ситуацию в условиях ограниченного доступа к альтернативным источникам фондирования, указывает Лев Дорф. «ЦБ также видит в этом риски и с недавнего времени начал проверять содержание Telegram-каналов на предмет наличия признаков информационных атак на российские кредитные организации», — добавляет он.
Информационный фон вторичен по отношению к реальному состоянию бизнеса банка, не соглашается старший директор Fitch Александр Данилов. «Были фундаментальные причины, связанные со слабым качеством активов и низкой достаточностью капитала, — говорит он. — Информационные атаки не имеют к этому никакого отношения». То есть негативный информационный фон лишь ускорил то, к чему все и так шло, резюмирует эксперт.