Independent: Российская космическая программа близка к краху: последний провал обнажил ее хрупкость

11 декабря 2017
1904
Independent: Российская космическая программа близка к краху: последний провал обнажил ее хрупкость

Independent: Российская космическая программа близка к краху: последний провал обнажил ее хрупкость

На прошлой неделе российская ракета "Союз-2-1.б" была запущена с Космодрома "Восточный"

Дмитрий Рогозин, куратор российской космической отрасли, лишь молча слушал, когда премьер-министр вынес убийственно низкую оценку его работе. Неудачные ракетные пуски "стали повторяющейся проблемой" для страны, сказал Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров в понедельник.

"Дмитрий Олегович, я надеюсь, вы понимаете, насколько серьезен этот вопрос", – сказал он.

Политические последствия неудачного запуска ракеты "Союз-2-1.б" отзываются на самом высоком уровне. Рогозин, который несет ответственность за российскую космическую программу с конца 2011 года, является главным объектом критики. Произошедшая во вторник катастрофа стала десятой по счету за период его руководства.

Это очередное напоминание о том, что космическая промышленность России находится в нескольких шагах от краха.

Через час после запуска все шло хорошо. Это был лишь второй старт на новом российском космодроме "Восточный", поэтому атмосфера была праздничная. Ракета "Союз-2-1.б" с разгонным блоком "Фрегат" – в этот раз к ним были прикреплены 19 спутников – представляют собой тщательно проработанную систему и считаются надежными. Это прямой потомок той ракеты, которая отправила в космос Юрия Гагарина, с тех пор она совершенствовалась тысячи раз. 

После запуска в 8:42 по московскому времени,  все, что оставалось сделать Рогозину, это объявить миссию выполненной с "ошеломляющим успехом". Что он и сделал во всеуслышание – как позже напомнил ему об этом Медведев.

Однако три часа спустя, российская космическая корпорация Роскосмос признала наличие "определенных проблем". Контакт со спутниками был утрачен прежде, чем те  они достигли нужной орбиты. Вскоре после этого появились сообщения о том, что груз упал над Атлантическим океаном.

Причины аварии пока не ясны. Первые предположения, озвученные российскими СМИ, состояли в том, что "Фрегат" был запущен по неправильной траектории, возможно, разработчики задали не те координаты. Согласно этой теории вследствие того, что ракета стартовала с нового космодрома, произошла путаница.

 Это допущение было подано в российских государственных информационных агентствах со ссылкой на "анонимные источники" в космической отрасли. Его подхватили западные издания.

Но специалисты, к которым обратилась Independent, сомневаются в основном тезисе теории. Утверждения о "навигационной ошибке – "детская фантазия", сказал Константин Крейденко, редактор журнала о спутниковой связи "Вестник ГЛОНАСС". "Это мнение какого-то человека, который очень плохо разбирается в этом вопросе", сказал он.

Павел Лужин, специалист по космической и оборонной промышленности (Пермский государственный университет), сказал, что раньше аварии обычно случались из-за комплектующих изделий. Ошибка в программе полета – менее вероятная причина, поскольку разработка этой программы – относительно более простая задача по сравнению с производством качественных комплектующих.

Александр Железняков, специалист по конструированию и производству ракетной и космической техники, сказал в интервью Independent, что инцидент наводит на мысль о продолжающихся проблемах на производстве.

"С тех пор, как в 2010-м потерпела аварию ракета "Протон", мы говорим о плохом качестве комплектующих изделий, – сказал он. – В секторе нет надлежащего контроля качества".

Ожидается, что комиссия, созданная правительством, составит отчет в течение двух недель. Тем временем продолжаются дискуссии о том, сможет ли подорванная российская космическая индустрия пережить последнюю неудачу. И стоит ли пробовать, на самом деле.

Российское правительство уделяет приоритетное внимание космосу и старается восстановить авторитет, утраченный после распада Советского союза. Денег выделяется много. В 2017 году Россия потратит на космос рекордные 170 миллиардов рублей (2,4 миллиарда фунтов), и эта цифра будет расти. Это меньше, чем тратит НАСА. Но этого более чем достаточно для нынешних целей России, которые определяют приоритетность коммерческого использования спутниковых технологий.

Однако, как и в других секторах в России, есть серьезные проблемы при расходовании денег. Новый Космодром "Восточный", введенный в эксплуатацию для снижения зависимости от космодрома "Байконур" в Казахстане, страдал от бесконечных скандалов, связанных с коррупцией и бесхозяйственностью.

Вот и на этой неделе Рогозин подвергся критике за то, что потратил 9 млн. рублей (120 000 фунтов стерлингов) на полет на самолете бизнес-класса на неудачный старт.

"Нужно наращивать транспарентность и повышать зарплату простым инженерам, – сказал Лужин. – Абсурдно, что инженер-ракетчик получает 400 долларов в месяц в то время, как Рогозин и его чиновники летают самолетами бизнес-класса".

По словам Лужина, низкая зарплата – помеха для того, чтобы в эту профессию приходили амбициозные люди. Но это не единственная причина, по которой молодые инженеры не приходят на смену поколению, воспитанному советской школой. Поскольку космический сектор считается военной промышленностью, законодательство запрещает специалистам ездить в зарубежные страны и там работать. "Умная молодежь держится подальше", – сказал Лужин.

Джеймс Оберг, отставной специалист по управлению полетами космических кораблей НАСА, сказал изданию Independent, что современная российская космическая индустрия напоминает "средневековый  религиозный рыцарский орден". Оставшиеся сегодня специалисты, в свое время были признаны достойными и были посвящены, но теперь "умирают на своих должностях".

По мнению Оберга, одна из самых печальных сторон инцидента, произошедшего на прошлой неделе, состоит в том, что 18 из 19 спутников – творение студенческих университетских команд: "Это была отличная идея для того, чтобы привлечь выпускников университетов в аэрокосмическую промышленность".

Он добавил, что продолжающиеся трудности российской космической индустрии, это "плохие новости для всех".

"На своем пике российская космическая программа имела решающее значение для США, – сказал он. – Это был надежный соперник, хороший стимул. Без этого у Америки было бы меньше шансов высадить человека на Луну". 

Оригинал на Independent 

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO

Теги статьи:
Павел Немченко
Автор статьи: Павел Немченко
Смотреть все новости автора