«Офшорная» реконструкция имени Рубена Григоряна

19 января 2022
1741
«Офшорная» реконструкция имени Рубена Григоряна

«Офшорная» реконструкция имени Рубена Григоряна

Уроженец Еревана вместе с чиновниками лишает Москву ее исторического облика.

Глава холдинга «Руцог Инвест» Рубен Григорян известен не только как успешный бизнесмен, но также меценат, финансировавший строительство московского Храмового комплекса Армянской Апостольской церкви и создание Армянского музея Москвы и культуры наций. Он любит пафосно рассуждать о необходимости хранить историческую память ради будущих поколений. Между тем, именно уроженец Еревана Григорян прикладывает максимум усилий к уничтожению исторического облика российской столицы: в частности, его стараниями знаменитое Шереметьевское подворье превратилось в торгово-офисный центр «Никольская плаза», а усадьба А. И. Татищева – А. Ф. Лопухина – в элитный ЖК «Еропкинский». Свою коммерческую карьеру в Москве приехавший из Армении Григорян начинал еще в 1980-х с мелкой торговли, затем тесно сошелся с представителями одной из ОПГ и, наконец, создал принесший ему известность «Руцог Инвест». Вот только на сегодняшний день значительная часть связанных с Григоряном коммерческих структур либо декларируют убытки, либо приносят микроскопическую прибыль. Причина может заключаться в аффилированности холдинга с офшорными структурами, на счета которых могут выводиться финансы, получаемые от строительства и эксплуатации столичной недвижимости. Кроме того, появлялись сообщения о финансировании бизнесменом политических сил в Армении, выступающих за европейскую интеграцию и связанных с армянской диаспорой за рубежом.

С любовью к Армении ... из Москвы

Президент московского архитектурно-строительного холдинга «Руцог Инвест» Рубен Григорян любит продемонстрировать широту взглядов и интересов. На сайте компании он представлен как кандидат экономических наук, Почетный строитель России, один из спонсоров строительства Храмового комплекса Армянской Апостольской церкви на Олимпийском проспекте и Благотворительного фонда поддержки и развития архитектурного образования.

В свою очередь, сайт Армянского музея Москвы и культуры наций пишет о Григоряне как об «успешном бизнесмене и меценате, писателе и публицисте, общественном деятеле, много сил и времени уделяющему развитию межнациональных отношений», а главное «патриоте России, в которой живет уже 40 лет». Эта характеристика особенно умиляет, вот только следует учесть, что основателем данного музея является никто иной, как ... сам Григорян. Как же не похвалить себя-любимого? Даже название компании «Руцог» образовано по первым буквам ФИО скромного армянского «гения» – Рубена Цолаковича Григоряна.

Романтический патриотизм тоже сам-собой развеивается, если вспомнить историю появления «бизнесмена и мецената» в России и его «вклада» в дело разрушения исторического облика «белокаменной». В одном из интервью он рассказывает, что родился в Ереване, где окончил политехнический институт и получил диплом радиоинженера. Свое решение «завоевать Москву» Григорян объясняет стремлением к «большим объемами деятельности»и «энергичной жизни». С тех пор о родной Армении он предпочитает ностальгировать на расстоянии. Прямо как в анекдоте: «душой я с вами, там, в Сибири, а телом здесь, в Цюрихе».

Начавшаяся в 80-х история покорения столицы в трактовке Григоряна представляется прямо-таки сюжетом для сериала о становлении личности: здесь и получение должности директора техникума (конечно же исключительно «благодаря профессионализму»), и пятилетняя командировка в Германию, где Григорян (цитата) «создал телестудию и кабельное телевидение для группировки советских войск», и, наконец, создание в 1988 году компании «Руцог-Инвест».

Криминальный тезка или бизнес под «крышей» ОПГ?

Ложку дегтя во всю эту приторно-сладкую историю вносит публикация на портале «Русский криминал», описывающая начало московского этапа жизни будущего мецената с несколько иной стороны. Согласно этой версии, в столицу Григоряна выдернули более состоятельные армянские земляки, устроив его прорабом на одну из строительных площадок. Затем он занимался ремонтом техники, благо, что обладал соответствующими навыками. Имело место также открытие на Проспекте Мира ларька, торговавшего сосисками. Но этот бизнес вроде как не задался.

Все работы, как известно, хороши. Вот только история с многолетней заграничной командировкой выглядит куда более респектабельной, чем эпизод с сосисками. Собственную фирму будущий почетный строитель действительно создал, вот только носила она якобы менее претенциозное название – «Факел». Прокол вышел с выбором деловых партнеров: таковыми стали представители одной из столичных ОПГ. Возможно, коммерсант решил сработаться с ними в расчете получить надежную «крышу»?

Сотрудничество вышло боком. Что именно Григорян не поделил с компаньонами – неизвестно, но окончилось все конфликтом. Как пишет «Русский криминал» со ссылкой на милицейскую сводку, в июне 1993 года его нашли в одном из гаражей на Уржумской улице, скованного наручниками и с огнестрельным ранением левой ноги. Времена на дворе были лихие и назвать имена обидчиков бизнесмен побоялся, заявив, что на него напали неизвестные, забравшие ключи от квартиры.

Задержать нападавших, конечно же, не удалось. По информации издания, ими были представители той самой ОПГ, с которой «работал» Григорян. Желая наказать его за некий проступок, они в лучших бандитских традициях вывезли коммерсанта в гараж, где несколько часов издевались над ним. Позже крики потерпевшего о помощи привлекли внимание граждан, вызвавших милицейский наряд. Инцидент возымел должное воздействие: бизнесмен вернулся «в лоно» родной армянской общины и стал более внимательным при выборе деловых партнеров.

Жаль, что ставший с некоторых пор плодовитым писателем, автором книг с такими глубокомысленными названиями, как «И помнится мне…» и «Я сегодня делаю свой шаг», Григорян до сих пор не издал более детальных воспоминаний о тех сложных, но интересных временах. Примечательно, что оставляющие комментарии в интернете сотрудники холдинга «Руцог», на обвинения их шефа в связях с криминалом неизменно отвечают, что речь идет не об «успешном бизнесмене и меценате», а о его полном тезке. Аргумент очень напоминающий тот, что использовал герой популярной советской комедии: «Того повешенного как звали? Ванька-разбойник. А я наоборот – Жорж. Тот бандит просто мой однофамилец».

Шереметьевское подворье теряет «лицо»

Именно с криминальным прошлым авторы ряда публикаций связывают как дистанцирование Григоряна от СМИ (возможно, он не готов отвечать на «неудобные» вопросы»?), так и его манеру ведения бизнеса, во многом напоминающую рейдерское «отжатие» актива. В используемой схеме, впрочем, нет ничего нового: приобретение контроля над историческим объектом, получение разрешения на его снос или реконструкцию, а затем строительство на этом месте нового здания.

Создание компании «Руцог Инвест» (фактическое, а не декларируемое) относится к 1999 году. Грамотно «поймать волну» на пике лужковского строительного бума коммерсанту якобы помог имевший обширные связи вице-президент Ассоциации российских бизнесменов Валерий Гусев. Последнего называют совладельцем холдинга: доля принадлежит Гусеву через цепочку офшоров, в том числе, «ALIQUIPPA limited». Впрочем, бойкий уроженец Еревана и сам вскоре обзавелся нужными знакомствами.

За время руководства Москвой Юрия Лужкова Григорян наворотил такого, что чиновники из команды Сергея Собянина за голову хватались (правда, ровно до тех пор, пока не нашли со скандальным застройщиком общего языка) Так, в июне 2001 года на основании договора аренды мэрия передала в пользование бизнесмена земельный участок, расположенный по адресу: ул. Никольская 10/2, строение 1, 3а, 3б, где располагалось знаменитое Шереметьевское подворье конца XIXвека. По условиям договора, Григорян должен был провести реконструкцию объекта с надстройкой и строительством подземной автостоянки.

Что вышло в итоге, сегодня хорошо известно: буквально в двух шагах от Кремля вырос торгово-офисный центр «Никольская плаза», вошедший в рейтинг «Forbes» «Самая дорогая недвижимость вокруг Кремля». Стоимость объекта оценивается в 250 млн долларов. И хотя на сайте «Руцог Инвеста» он назван «жемчужиной исторического центра Москвы», представители общественного движения«Архнадзор» заявляли, что в процессе так называемой «реконструкции», внутренний корпус подворья оказался снесен и заменен новым, абсолютно не похожим на оригинал, от которого сохранилась только фасадная стена, мало напоминающая постройку XIX столетия.

Вскоре, однако, у Григоряна появились проблемы: ГУ МВД Москвы начало проверку на предмет самовольного расширения территории Центра за счет самовольного захвата муниципального земельного участка площадью 1,5 тыс. кв метров, расположенного над подземной парковкой комплекса. Кроме того, в полиции обратили внимание на повреждение в ходе незаконной реконструкции находящихся на территории «Никольской плазы» архитектурных памятников.

Практически одновременно в правительстве Москвы был поднят вопрос строительства, в рамках договорных обязательств, подземной парковки под Лубянской площадью на 350 машиномест. Работы должны были проводиться ЗАО «Веста», входящим в структуру холдинга «Руцог Инвест», но так и не были выполнены. Как выяснилось позже, проект изначально был нереализуемым: дело в том, что здесь пересекаются три линии метро, и любое новое строительство может привести к трагедии

Кроме того, в число собственников территории входили администрация президента и ФСБ, которые не дадут согласия на проведение изыскательских работ. Чиновники из окружения Лужкова банально не могли об этом не знать и тем не менее, по договоренности с Григоряном, выделили средства под заведомо невыполнимый проект?

Московская реконструкция от Рубена Григоряна

Противостоянием с «Архнадзором» обернулась для холдинга реконструкция еще двух памятников на Никольской улице: построенного в 1905 году Калязинского подворья и дома графа Орлова-Давыдова 1870 года. Общественники заявляли, что «Руцог» грубо нарушил ранее утвержденный проект, в том числе, путем надстройки технического этажа, частично перекрывшего вид на колокольню Ивана Великого с Большой Лубянки.

«В 2010-2012 гг. произведена реконструкция с надстройкой, которая привела к искажению облика не только зданий – ценных градоформирующих объектов, но и Лубянской площади. Более того, застройщик самовольно превысил разрешенную властями высотность на 6 метров. Застройщик добился принятия судебных решений, обязывающих московские власти легализовать здания в их нынешнем виде», – цитировали СМИ официальное заявление Общественной палаты РФ.

Протестами градозащитников сопровождалась также выдача мэрией разрешения на снос здания усадьбы А. И. Татищева – А. Ф. Лопухина, построенной в 1802 году. Обращения, направленные в администрацию президента, инспекцию Госархстройнадзора, Департамент градостроительной политики Москвы, Генпрокуратуру и ряд других ведомств, никакого действия не возымели. Сегодня на месте исторического объекта расположен элитный ЖК «Еропкинский».

«Наш приоритет, наше кредо – сохранить историю, сохранить память, не прерывать связь между прошлым, настоящим и будущим. Если мы это сделаем, то, я думаю, дадим шанс будущим поколениям жить теми традициями, теми мыслями, на которых мы росли. Это обогащает души людей и, самое главное, создает общество», – глубокомысленно рассуждает Григорян.

Возможно, его слова касаются родной Армении, по которой он тоскует, находясь в Москве. Что касается российского прошлого, истории и памятников культуры, то ими он вполне готов пожертвовать. Тем более, если на кону стоят сотни миллионов рублей.

Миллионы «утекают» на Кипр? Или в Армению?

Владелец холдинга любит говорить о масштабности своих проектов, вот только данные о его бизнесе, имеющиеся в открытых источниках, создают впечатление некой «потемкинской деревни». Так, согласно информации портала «Rusprofile», в ООО «Руцог-Инвест» официально трудоустроено всего семь сотрудников, а компания имеет статус микропредприятия. Сам Рубен Григорян в марте прошлого года вышел из числа совладельцев. Теперь таковыми являются Арсен и Богдан Григоряны.

С финансовыми показателями также далеко не все благополучно. По итогам 2020 года при выручке в 53,3 млн рублей, компания задекларировала нулевую прибыль. Для сравнения: годом ранее выручка предприятия составила 59,3 миллиона, прибыль – 3,2 миллиона. Цифры тоже далеко не рекордные.

Есть у Рубена Григоряна и другие активы. Например, специализирующееся на туристической деятельности АО «Эридан»: в 2020 году его выручка составила 2,6 млн рублей, прибыль – скромные 2 тыс. Прямо противоположным образом обстоят дела у АО «2 Н Компани», чьим основным видом деятельности указано управление недвижимым имуществом: при выручке в 60 тыс. рублей его прибыль составила 54,3 миллиона.

Между тем, ответ на вопрос, куда могут уходить финансы холдинга, может быть найден довольно легко. В частности, упоминавшийся выше Арсен Григорян, де-юре выступающий одним из совладельцев «Руцог-Инвеста», параллельно руководит компанией «Интерекс». Эта структура также не блещет финансовыми показателями: начиная с 2018 года она неизменно декларирует нулевые выручку и прибыль. Официальным же владельцем сомнительной фирмы является кипрский офшор «ИНТЕРЕКЗЕБИШЕН ЛИМИТЕД».

Коме того, сам Рубен Григорян входил в число соучредителей ЗАО «Нить Ариадны XXI». Сегодня совладельцем этой компании выступает другой кипрский офшор – «АЛИКЪЮППА». И снова вопросы к финансовой деятельности: выручка за 2020 год – 1,5 млн рублей, прибыль 32 тыс. Выше упоминалось, что бенефициаром «ALIQUIPPA» считается бизнесмен Валерий Гусев, которому Григорян обязан своими первыми коммерческими успехами.

Возможно, их сотрудничество продолжается и заключается в выводе на заграничные счета сотен миллионов рублей, полученных от строительства и эксплуатации московской недвижимости? Появлялись также сообщения о финансировании бизнесменом определенных политических сил в родной Армении, в частности, выступающей за евроинтеграцию партии «Еркир цирани». Одним словом, есть к чему проявить пристальное внимание не только налоговому, но и силовым ведомствам.

Пока же бенефициар «Руцог-Инвеста» Рубен Григорян презентует книги, позиционирует себя меценатом и борцом за культурные ценности. «К сожалению, многие люди готовы для своей одноминутной выгоды разрушать, уничтожать памятники истории, превращая их в «выгодный коммерческий продукт...», – говорил он в одном из интервью. Показательно, что вся деятельность самого Григоряна служит наглядной иллюстрацией его же собственных слов.

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора