Ольга Семченко: Радио Вести предлагали отдать человеку от АП в обмен на лицензию
Ольга Семченко: Радио Вести предлагали отдать человеку от АП в обмен на лицензию
— Что на самом деле происходит с Радио Вести, почему возник такой накал ситуации?
— Представьте, что на ваш бизнес падает лавина. Лавина необоснованных претензий, внеплановых проверок и предупреждений. Кислород перекрыт, двигаться вперед нельзя, а то, что происходит с вами, — это попытка залепить рты, глаза, уши. Это краткое описание того, что делает Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания в Украине.
— Как работает радиостанция в подобном режиме и что происходит внутри команды?
— Как и положено при «снежных лавинах» — сохраняем внутри тепло и жизнеспособность. Коллектив Радио круглосуточно обеспечивает эфир, запускает новые программы, первая из которых, к примеру, вышла в эфир 23 января. Мы продолжаем ежедневно общаться со слушателями. И в этом, на мой взгляд, разница между Радио Вести и главой Нацсовета — мы постоянно на связи с людьми, живем их проблемами, надеждами, мнениями. Нацсовет же давно оторван от реальности, живет предвзятыми, устаревшими или навязанными представлениями. И все их попытки уличить, наказать или другими способами произвести впечатление — это, увы, прошлогодний снег.
— В чем, по-вашему, причина подобной предвзятости?
— Она очевидна: для нас нет «темников» ни с Банковой, ни из других институций. Мы работаем для украинцев с их миллионами мнений, и эта наша позиция не дает покоя тем, кто пытается контролировать средства массовой информации в Украине, а также тем, кому нравится только одна позиция — позиция власти. Поймите, каждый день работы радиостанции — это голоса украинцев в прямом эфире. Каждый час эфира — это живой, критичный и крайне показательный срез ситуации в стране.
— Как часто вы получаете в свой адрес угрозы или, наоборот, на вас выходят с предложением договориться — например, «вы говорите/пишите это, а мы тогда вас не трогаем»?
— Количества недвусмысленных предупреждений и сладких увещеваний достаточно для того, чтобы усвоить основной принцип выживания СМИ в Украине сегодня: «Все, кто неудобен — в общее стойло или — на выход!» Судя по тому, как разворачиваются события для Радио Вести — очевидно, что на уступки и сделки мы не идем. У Нацсовета нет законных оснований не продлевать лицензию радиостанции, поэтому он сознательно медлит и не рассматривает наш вопрос до официального срока истечения лицензий в середине февраля. Ведь приняв решение «день в день», чиновники лишат нас возможности для судебной защиты. По сути, это политически обусловленное преследование средства массовой информации в Украине.
— Знаете ли вы конкретных заказчиков и исполнителей кампании против Радио Вести? Ходили слухи, что на эту частоту уже есть претенденты.
— Ко мне неоднократно приходили разные люди, передавали привет и предложение отдать Радио Вести в управление человеку от Администрации президента — в обмен на продление лицензий. Что это, если не рейдерство в исполнении государства, руками государственного регулятора? Наша позиция остается прежней: Радио Вести и коллектив радиостанции останется в эфире столько, сколько будет возможно, не нарушая законы Украины и работая для своих слушателей.
— «Рейдерство в исполнении государства» — это как? Как это происходит технически и какие инструменты борьбы есть у бизнеса?
— Технология проста. Сначала нам отказали в расширении вещания радиостанции нашего формата по Украине. Нас обвинили в «непрозрачности структуры собственности» — мы предоставили все необходимые документы. Нас изучают под микроскопом, вменяют предупреждения, выискивая для них «поводы», — мы научились работать даже в этой ситуации по закону. Но и такими мы оказались «неудобными» в нашей же стране. На сегодня Радио Вести получило уже пятое по счету предупреждение, и все они смешны, политически мотивированны, а самое главное — избирательны. Мы оспариваем их в судах и будем отстаивать свою позицию. Всем участникам важно понимать, что любое действие, любой подписанный документ имеет свое имя и фамилию. Фальсификацию и подтасовку фактов мы обязательно передадим на рассмотрение суда, и не только украинского. Рецепт у нас один: закон прежде всего.
— Ощущаете ли вы поддержку медиасообщества, экспертов, политиков — у Радио Вести всегда был свой фан-клуб? Обращались ли за помощью в международные организации?
— Вы правы, Радио Вести — это особое комьюнити. Каждый день нас слушают полмиллиона человек, каждый день в редакцию поступают СМС и звонки от тысяч слушателей, и не только из Украины. За почти три года работы гостями студии были не менее 5000 экспертов, политиков, представителей различных сфер бизнеса и артистов. Конечно, мы получаем множество звонков и писем с поддержкой, слушатели создали электронную петицию президенту Украины, подписать которую может любой желающий. Мы не верим в объективное рассмотрение нашего вопроса в Нацсовете, поэтому коллектив Радио Вести обратился с письмом к европейским и американским коллегам, к организации «Репортеры без границ», к другим международным и украинским правозащитным организациям с просьбой поддержать радиостанцию, и уже получаем отзывы.
— Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться ситуация на медиарынке?
— В условиях турбулентности очень сложно планировать любой бизнес. К примеру, в стратегии Медиа Холдинга на 2017 год предусмотрено развитие Радио: мы коммерчески успешны, наши доходы в прошлом году больше рыночной доли в два раза, мы способны расти, создавать и быть еще ближе к слушателю. Но из-за действий Нацсовета уже в феврале профессиональная команда Радио Вести — а это почти 100 сотрудников — может остаться без работы. И это очень тревожный показатель для любого медиаигрока на рынке. На мой взгляд, выходит, что государственная политика в сфере СМИ — это политика, направленная на запрещение, невыдачу и отбор лицензий, урезание альтернативы и права выбора. Это политика регресса.
— Радио Вести — не единственный актив Медиа Холдинга. Какие уроки извлечены и как в сложившейся ситуации будет складываться судьба остальных ресурсов?
— Мы не корректируем журналистскую миссию, исходя из запросов власти, и не изменяем себе в угоду избирательным претензиям Нацсовета. Это касается и газеты «Вести», новостного сайта vesti-ukr.com и бизнес-ресурса ubr.ua. Конструктивно менять что-то в стране можно, лишь предоставляя альтернативную точку зрения, не боясь показывать «другую реальность» — не всегда удобную или благостную. Знаете, мне очень нравится недавний эксперимент The Guardian, доказывающий, что все мы, по сути, живем в информационных пузырях. Взять хотя бы ленты в Facebook, которые формируют наше представление о мире. The Guardian попросили либерала и консерватора поменяться лентами в социальной сети, и оба участника эксперимента сошлись во мнении, что ленты оппонентов «абсолютно неверно» формируют картину мира: «Я даже и не знал, что существуют позитивные новости о Трампе!» На рынке «традиционных» СМИ, и в нашей стране в частности, — ситуация не лучше. В Украине катастрофически не хватает альтернативы! Ее просто убивают. Тихо. Цинично. И как показывает наш случай — избирательно. Но мы не опускаем руки. И не опустим до последнего.
Смотреть все новости автора
Читайте по теме:
Судья Геннадий Кравчук, претендующий на должность в новом Верховном суде, задекларировал миллионные подарки и элитную недвижимость в центре Киева Лише одна держава Європи випередила Україну по бідності Ринат Ахметов не хочет делить “Оппоблок” с Виктором Медведчуком Московский чиновник заплатил $10 млн за выкуп своей переписки у "Шалтая-Болтая" "Динамо" спаслось от позора в матче с южнокорейцами Александр Флинт: Украинцы, откройте глаза и начните думать! Семья судьи Высшего хозсуда Киева владеет девятью квартирами и тремя домами Мобильники украинцев атакует новый вирус, который ворует данные банковских карт На «сходке» в Краснодаре задержали сподвижников «Шакро Молодого» На территории Украины продается алкоголь с акцизной маркой ДНРРаспечатать
Важные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом