Трагедия в Харькове, которой могло не быть

05 февраля 2021
1031
Трагедия в Харькове, которой могло не быть

Трагедия в Харькове, которой могло не быть

21 января в Харькове загорелся нелегальный дом престарелых. Пожар унес жизни 15 человек, позже в больнице скончался еще один пострадавший. Во время пожара люди не могли выбраться из-за решеток на окнах и задохнулись от дыма. В доме не было ни одного огнетушителя.

До пожара не подозревали, что пансионат — нелегальный

 — Светлана Титова вспоминает день, когда случился пожар в харьковском пансионате для пожилых людей «Золотое время».

Ее бабушка — 89-летняя Мария Богданова — одна из тех, кому удалось выжить. Она ничего не помнит о самой трагедии и о том, как ее спасли — из-за неизлечимой болезни Альцгеймера.

Именно из-за этой болезни семья вынуждена была искать заведение для круглосуточного ухода за женщиной. Светлана рассказывает, что рассматривали как коммунальные, так и частные дома престарелых. «Золотое время» нашли по объявлению.

 — говорит Светлана Титова.

Сколько семья платила за проживание — рассказывать не хотят. Но по информации на сайте «Золотого времени», который удалили после пожара, цена за проживание стартовала от 6000 гривен в месяц. За это жителям обещали пятиразовое диетическое питание, размещение в комнатах до пяти человек, ежедневный уход медсестры и развлекательные программы от волонтеров социальных служб. За лучшие условия или особый уход за человеком из-за его состояния платить приходилось больше.

Во время карантина семья посещала Марию несколько раз в неделю. Говорят, что бабушка всегда выглядела ухоженной, была сытой, проходила проверку у терапевта и не жаловалась на условия — до пожара никто и не подозревал, что пансионат может работать нелегально.

Полицейские провоят следственные действия в нелегальном доме престарелых, где в результате пожара погибли 16 человек qzeixuidqxiqttglv

Полицейские провоят следственные действия в нелегальном доме престарелых, где в результате пожара погибли 16 человек. Фото: Александр Ференс/hromadske

Жалобы были и раньше, но пансионат не закрыли

Люди, которые живут неподалеку от «Золотого времени», говорят, что у его владельца, которого задержали в качестве подозреваемого, рядом есть еще один дом, где проходят реабилитацию наркозависимые. Про оба, утверждают соседи знали как местные власти, так и полиция, но закрывать их не спешили.

 — рассказывает Лариса Матвеева, которая живет напротив нелегального дома престарелых.

В Нацполиции Харьковской области заявляют, что получали жалобы, связанные с работой «Золотого времени», еще до пожара. Почему дом не закрыли — об этом скажут после служебного расследования.

 — говорит Елена Баранник, начальник отдела коммуникации ГУ Нацполиции в Харьковской области.

 — рассказывает Артем Осипян, правозащитник проекту MH4U.

А вот в городском совете нелегальную работу заведения для пожилых людей называют открытием. Уверяют, что ничего не знали об этом доме, поскольку он не был внесен в областной реестр. Поэтому там не проверяли пожарную безопасность, лицензию и санитарные условия.

Почему существуют нелегальные соцучреждения и сколько их может быть?

Всего в Украине работает 91 коммунальное учреждение для престарелых, где проживают более 12 тысяч человек. В Министерстве социальной политики говорят, что этого недостаточно, и государство не может покрыть потребности всех. Соответственно, это хорошо, что в Украине начал развиваться рынок частных заведений, оказывающих социальные услуги.

В прошлом году вступил в силу закон «О социальных услугах», который определяет обязанности поставщика социальных услуг как государственной, так и частной собственности. Также Министерство создало открытый реестр поставщиков социальных услуг, где собрана информация обо всех таких заведениях в Украине — кто какие услуги предоставляет, и где человек, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, может получить помощь. Это касается домов престарелых, хосписов, реабилитационных центров для наркозависимых и для людей с инвалидностью, приютов для несовершеннолетних и бездомных.

 — говорит Руслан Колбаса, генеральный директор департамента Минсоцполитики.

Сейчас в реестре 42 частных заведения для пожилых людей. В Министерстве предполагают, что эта цифра не отражает реальной ситуации, и большинство частных учреждений, оказывающих социальные услуги, работают в тени. Это происходит потому, что в законе «О социальных услугах» не прописано, как происходит лицензирование таких заведений, кто их контролирует и проводит проверку, какими должны быть стандарты качества услуг, и какую ответственность несут владельцы.

, — заявила министр социальной политики Марина Лазебная во время заседания Верховной Рады.

По оценкам правозащитников, количество таких нелегальных домов может быть от сотни до тысячи. По данным Министерства социальной политики, только через неделю после пожара в харьковском пансионате в 20 областях Украины обнаружили 334 частных заведения, где проживают 1030 человек.

Нелегальный дом престарелых, где в результате пожара погибли 16 человек

Нелегальный дом престарелых, где в результате пожара погибли 16 человек. Фото: Александр Ференс/hromadske

«Места несвободы»

Пансионаты для пожилых людей, реабилитационные центры для наркозависимых, заведения для людей со сложными жизненными обстоятельствами — их все правозащитники относят к местам несвободы, где могут нарушаться права человека.

 — говорит Артем Осипян.

Отсутствие контроля за частным сектором тянет за собой и другие проблемы, которые фиксировали правозащитники во время проверки таких заведений: малая площадь помещений, решетки на окнах, отсутствие пандусов, нарушения пожарной безопасности. Возможно и такое, что в доме престарелых предлагают услуги, которые официально не могут предоставлять, поскольку работники не имеют соответствующего образования и квалификации. Например, в перечне услуг есть проведение анализов и отслеживание состояния здоровья, но ни у одного из сотрудников нет медицинского образования.

, — говорит Вячеслав Свирец, исполнительный директор общественной организации «Экспертный центр по правам человека».

Он рассказывает, что во время обследования частных гериатрических учреждений и реабилитационных центров выяснили, что треть людей там находятся против своей воли. В 2020 году офис Уполномоченного по правам человека осуществил около сотни визитов в реабилитационные центры и дома престарелых. Практически везде фиксировали нарушения.

Что нужно сделать, чтобы трагедии не повторялись?

Прежде всего, государство должно создать правила работы частного рынка социальных услуг.

, — заявила министр социальной политики Марина Лазебная во время заседания Верховной Рады.

В министерстве говорят: важно, чтобы к процессу подключились местные власти, ведь на локальном уровне легче отследить и контролировать работу нелегальных домов престарелых.

, — говорит Руслан Колбаса, генеральный директор департамента Минсоцполитики.

Правозащитник Артем Осипян считает, что каждый владелец должен получить лицензию на работу частного заведения, предоставляющего социальные услуги. Тогда усилится ответственность, и, возможно, нелегальных заведений станет меньше.

году, — говорит правозащитник. А также добавляет, что будут обращаться и в профильные министерства и комитеты Верховной Рады с просьбой создать рабочую группу, которая займется урегулированием проблемы частных социальных заведений.

Автор: Виктория Слобода; Громадское

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора