Почему бурение скважин в посёлке «Екатериновка» оказалось под запретом?

11 ноября 2020
892
Почему бурение скважин в посёлке «Екатериновка» оказалось под запретом?

Почему бурение скважин в посёлке «Екатериновка» оказалось под запретом?

Нехватка пресной воды – это глобальная проблема всего человечества. В соответствии с оценкой ООН, через 20-30 лет население Земли достигнет 9,6 миллиарда человек, а это означает и увеличение потребления водных ресурсов, и ускорение их потери по причине загрязнения. Всего шесть лет назад нужды населения планеты могли покрыть 4000 км3 воды, к 2040 году эта цифра вырастет до 4400км3, и это по самым оптимистичным оценкам.

Что касается невосполнимых потерь, их объемы за аналогичный период увеличатся с 1450 км3до 1700 км3. Уже имеющийся дисбаланс между объемами потребления пресной воды и темпами восстановления водных ресурсов в перспективе будет только увеличиваться, и человечество должно будет решать эту проблему наряду с другими вопросами, связанными с экологией. Людям придется искать иной подход к процессу распределения пресной воды. Специалисты занимаются этим уже сейчас, ведь через какое-то время необходимость преодоления одной и той же проблемы встанет перед людьми, проживающими в городах и поселках на берегах Амазонки, Нила, Миссисипи, Хуанхэ, Волги и многих других рек.

Существующие технологии опреснения и фильтрации воды способны лишь отчасти справиться с ситуацией. Как считают эксперты, на которых ссылается ООН, в качестве основной меры должно задействоваться воспитание человека: люди должны прекратить воспринимать воду как бесконечное благо, имеющееся у них «по умолчанию», и относиться к ней бережно, ведь пресной воды в мире вовсе не так много, как может показаться.

Общая проблема

Запасы пресной воды составляют 2,4% мировых водных ресурсов. Речь идет о почти 35 миллионах км3, однако это лишь формальный подход. Фактически же почти 70% этой воды сосредоточено в ледниках и ледовых шапках, а 30,1% — на трудные для извлечения подземные воды. Таким образом, согласно данным Геологической службы США, на поверхности планеты сосредоточено лишь 1,2% пресной воды. Но и это еще не все: 69% от этого объема – вечная мерзлота, а на реки и озера приходится только 21%.

ООН оценивает общий объем речных стоков в 46,8 тысячи км3– это лишь в тридцать раз превышает годовой объем безвозвратных потерь. Ситуация и так далеко не безоблачная, но глобальное потепление может усугубить ее еще больше. Из-за него лед и снег на полюсах постепенно исчезают, льды растворяются в океане, и в результате запас пресной воды сокращается. Кроме того, уменьшение льдов Арктики на 0,51 миллиона км2 каждые десять лет может повлечь за собой повышение уровня моря на 30 сантиметров к 2065 году. Что касается суши, здесь изменения климата ведут к заболачиванию и пересыханию рек.

Кроме того, не стоит забывать о том, что запасы пресной воды рассредоточены по поверхности Земли неравномерно: на Евразию, где проживает более 70% населения земного шара, приходится только 40% объема рек. Лучше всего ситуация с обеспечением водными ресурсами обстоит в таких странах как Бразилия, где общий объем наземных и грунтовых вод составляет 8200 км3, Россия (4500 км3), США (3000 км3), Канада (2900 км3) и Китай (2800 км3). Среди наиболее «обезвоженные» стран – Саудовская Аравия (2,4 км3), Катар (0,06 км3), Кувейт (0,02 км3) и ОАЭ (0,15 км3).

В зависимости от места, где они проживают, люди в среднем могут потреблять от 25 до 600 литров воды в сутки. Согласно информации организации Solidarites International, примерно у 50% населения планеты нет доступа к чистой питьевой воде.

Может сложиться впечатление, что к России проблема дефицита пресной воды не относится, и она характерна скорее для стран Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии, где масштабная засуха имеет поистине глобальные последствия – войны, голод, эпидемии и массовую миграцию населения. Но абстрагироваться от этого – довольно опасная ошибка.

Обманчивое изобилие

Как уже упоминалось выше, Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды. По этой причине власти периодически обсуждают возможность экспорта воды в другие страны. Тем не менее, по мнению ученых, существующее расхождение между объемами потребления пресной воды и темпами возобновления природных ресурсов может привести к тому, что запасы даже тех стран, у которых сейчас нет затруднений с обеспечением водой, могут иссякнуть. Данные статистики здесь достаточно показательны.

Согласно данным, которыми располагает Росстат, в 2019 году примерно у 21 миллиона россиян не было доступа к водопроводной воде, качество которой соответствует нормативам. При этом сложности с водоснабжением Крыма в этом случае не в счет. Проблемные точки имеются также и в других регионах – в европейской части России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Не далее как в июне жители поселка в Алтайском крае перекрыли движение на трассе в ходе протеста против дефицита воды и ее неподобающего качества: в период пандемии коронавируса у почти 3 тысяч человек не было возможности помыть руки. Примерно в этот же период и по аналогичной причине население поселка в Челябинской области пригрозило бойкотом голосования 1 июля. По данным некоторых исследований, в целом по России неудовлетворительное качество воды каждый год приводит к смерти порядка 11 тысяч человек и 2,9 миллиона случаям различных заболеваний.

Как отмечает научный руководитель Института водных проблем РАН, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян («Глобальная проблема дефицита пресной воды», журнал «Век глобализации» №1/2008), в последние несколько десятилетий нехватка пресной воды все чаще возникает там, где раньше не было подобных проблем. Причину этого специалист видит в росте водопотребления и увеличении населения планеты, а также в развитии экономики, и сейчас продолжение роста водопотребления с нынешними темпами, по его мнению, уже невозможно.

Специалист отметил, что водные ресурсы принято противопоставлять иссякающим углеводородам, упирая на их якобы неисчерпаемость. Он назвал подобные представления наивными, призвав воспринимать проблему адекватно и напомнив о многочисленных примерах гибели малых рек, зарастания озер и высокого загрязнения водных объектов.

Удобно, но с последствиями

Как правило, доступ к чистой питьевой воде в России ассоциируется с загородной жизнью. Многие жители мегаполиса мечтают о частном доме в экологически чистом районе и о собственной скважине, откуда они в любое время смогут набирать воду. И люди все чаще стремятся сделать эту мечту реальностью, к сожалению, не задумываясь о том, какой урон они наносят окружающей среде. В Московской области можно наблюдать результаты такой «дикой» добычи подземных вод, которая осуществляется без всякого контроля: из-за нее снижаются водоносные горизонты, реки мелеют, колодцы высыхают, а растительность погибает.

Мало кто задумывается о том, каким образом восполняются запасы воды, и сколько времени на это нужно, отсюда и возникает такой хищнический подход, когда каждый стремится пробурить скважину на своем участке и использует чистую питьевую воду нецелевым образом – для поливки газонов или мытья автомобиля.

До 1 сентября 2016 года скважины можно было не лицензировать, и бурили их не только дачники, но и целые водоканалы. Сейчас ситуация изменилась, из при отсутствии лицензии нарушителям грозит штраф в размере 3-5 тысяч рублей для физических и 800 тысяч – 1 миллиона рублей для юридических лиц. Вряд ли такая сумма может стать достаточным наказанием для владельца частного дома, к тому же, выявить все факты нарушений непросто.

В соответствии с некоторыми подсчетами, в Подмосковье, которое, в отличие от столицы, на 90% обеспечивается водой из подземных источников, ежесуточно расходуется не менее 5 миллионов кубометров воды. И это только тот объем, который проходит через 20 тысяч артезианских скважин, официально функционирующих в области. Если добавить сюда расход из нелегальных скважин, цифры станут запредельными.

Результат этих действий налицо: в отдельных районах, например, под Зеленоградом, воду приходится поднимать с глубины 150-200 метров. Кроме того, массовый забор воды может иметь крайне неблагоприятные последствия даже для крупных рек, не говоря уже о мелких водоемах.

Экологичное решение

Под угрозой оказалась и главная русская река – Волга. За последние три года средний уровень ее воды в среднем снизился на 60 сантиметров. Как будут обстоять дела через двадцать лет? Если не принять меры прямо сейчас, несколько следующих поколений просто не смогут увидеть великую полноводную реку такой, какой она была на протяжении многих веков. Но способен ли повлиять на ситуацию отдельно взятый человек? Вопрос, казалось бы, риторический, но ответ на него мы обнаружили в новом коттеджном поселке «Екатериновка», расположенном на берегу Иваньковского водохранилища.

«Екатериновка» находится в Конаковском районе Тверской области, в 1,5 часах езды от Москвы. Именно там мы увидели, возможно, первую во всей стране территорию, где местный совет депутатов  на бурение индивидуальных скважин на участках. Инициатором данного решения выступил застройщик, который предложил собственную оригинальную концепцию использования пресной воды.

Как обратил внимание представитель застройщика ООО «Ритейл» Юрий Коробов, депутаты Городенского сельского поселения единогласно высказались в поддержку данной идеи.

Юрий Коробов:

Инициатива застройщика позволяет защитить жителей соседних поселков от проблем с обеспечением водой в будущем. Вокруг «Екатериновки» много деревень, где пока отсутствует возможность проведения центрального водоснабжения. Их население, как в старые времена, пользуется колонками и колодцами. Если бы в коттеджном поселке разрешили бы бурение скважин, это в перспективе привело бы к пересыханию колодцев – фактически одна группа людей забрала бы возможность получения питьевой воды у другой, причем не по своему желанию, а из-за того, что никто об этом даже не задумался.

В «Екатериновке» появилась централизованная система водоснабжения, оборудованная счетчиками. В том случае, если лимит потребления воды из расчета в 1,5 м3 на человека в месяц оказывается превышен, начинает действовать повышенный тариф. Но 1,5 м3 – это много или мало?

Еще чище

Если речь идет об использовании воды из центрального водопровода, 1,5 м3 в месяц на одного человека – это более чем достаточный объем. Коробов отметил, что водопроводную воду запрещается тратить на полив газонов и грядок – для этой цели предлагается использовать дождевую воду из дренажного колодца. Коробов назвал кощунством использование для полива газонов воду из-под крана.

Каждое домовладение в «Екатериновке» оборудовано локальными очистными сооружениями. Они установлены перед врезкой в основную магистраль сточных вод. Через них проходит вода, которая используется для стирки, мытья посуды и других хознужд – в неочищенном виде она содержит большое количество хлора и щелочи, и если содержание этих веществ в составе сточных вод существенно увеличится, это может навредить бактериям, использующимся для очистки воды на центральных очистных сооружениях.

Коробов обратил внимание, что во многих городах есть опыт размещения очистных сооружений на фильтрационных полях. Стоки, прошедшие очистку, сбрасывают в грунт, и там они дополнительно фильтруются через суглинки и пески.

Юрий Коробов: «В нашем случае близость к Волге диктует повышенные требования: если недостаточно чистые стоки попадут в грунтовые воды и реку – это будет катастрофа».

Екатериновка фактически перекачивает на центральные очистные сооружения почти чистую воду, тем самым уменьшая нагрузку на оборудование.

Интенсивный путь

Не исключено, что удачный опыт «Екатериновки» смогут использовать и другие застройщики в разных российских регионах. Как отмечает в своей статье профессор Данилов-Данильян, в том случае, если возникает дефицит чего-либо, для человека характерно искать дополнительные источники недостающего. Но если двигаться по экстенсивному пути, то есть, расширять ресурсную базу, используя старые технологии, рано или поздно наступит предел роста. Есть и другой путь – интенсивный, который предусматривает не рост общего потребления дефицитного ресурса, а увеличение эффективности его использования.

Если говорить конкретно о пресной воде, интенсивный подход в отношении ее использования практикуют многие государства, расположенные в океане. Например, на Тенерифе фактически нет пресной воды, однако людям удается успешно выращивать овощи и фрукты. Для полива плантаций применяют воду, собранную во время дождей, а также собирают талые воды из снежной шапки вулкана Тейде. На Тенерифе воды всегда не хватало, и местное население научилось бережно относиться к ней. В России этого ресурса пока достаточно, и практически никто не желает замечать, что ее становится все меньше.

Согласно позиции ученых, в России чистой воды хватит для того, чтобы избежать острого кризиса в течение ближайших 10-20 лет. Это время следует потратить на разработку и внедрение природосберегающих решений. Но важно понимать, что уже следующие поколения может ожидать дефицит воды, а значит, пора действовать.

Теги статьи:
Павел Немченко
Автор статьи: Павел Немченко
Смотреть все новости автора